помощь семье
в конфликтных ситуациях

Методы диагностики

Прежде чем оказать психологическую помощь семье, находящейся в конфликтной ситуации, специалист проводит диагностический этап, позволяющий выявить не только причину конфликта, но и узнать необходимые для дальнейшей работы особенности супружеских отношений конфликтной семьи. Существует огромное количество методов исследования при организации психологической помощи семьям в конфликтных ситуациях. К данным методам относят различные опросники, тесты, беседы, интервью и др., позволяющие в полной мере и всесторонне изучить супругов по отдельности как личности и как членов семьи, а также оценить обстановку внутри семьи.  

В число наиболее популярных методов исследования при организации психологической помощи семье в конфликтных ситуациях используют  диагностирующие методики, позволяющие получить необходимую информацию о взаимоотношениях супругов, особенностях их общения, качествах личности, способах проведения совместного досуга, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений.

К таким диагностирующим методикам относятся:

         - Опросник Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана «Общение в семье». Данный опросник позволяет специалисту измерить степень доверительности общения в супружеской паре, общность во взглядах, легкость общения и степень взаимопонимания супругов.

         - Проективный тест Э.Г. Эйдемиллера «Семейная социограмма», позволяющий диагностировать характер коммуникаций в семье.

         - Методика А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке», позволяющая выявлять представления супругов о значимости для них семейной жизни, ролевых функций в семье, о желаемом распределении этих функций между мужем и женой.

         -  Методика Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана «Распределение ролей в семье», позволяющая определить степень реализации супругами той или иной роли.

         - Методика Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса «Типовое семейное состояние», способствующая выявлению наиболее типичных состояний супруга в собственной семье.

         - Методика Э.Г. Эйдемиллера «Семейная гемограмма», позволяющая представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи, и отображающая в виде графической схемы родственные связи в семье.

         - методики, направленные на исследование индивидуальности супругов: «Тип темперамента» Г. Айзенка, «16 личностных факторов» Р. Кеттелла, методика рисуночной фрустрации С. Розецвейга, цветовой тест М. Люшера и др. 

         - Опросник Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана «Измерение установок в семейной паре», позволяющий выявить взгляды супруга по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии. К данным сферам относятся: отношение к людям, к детям, к разводу, к «запретности секса», к деньгам, к устройству семьи, к зависимости супругов друг от друга и другое.

         - Опросник Т.М. Трапезниковой «Интересы – досуг», позволяющий выявить соотношение интересов супругов, степень их согласия в определении форм проведения совместного досуга.

         - Самоактуализационный тест (САТ) Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, позволяющий определить ценностные ориентации и гибкость поведения супругов, самоуважение  и самопринятие.

         - Тест-опросник удовлетворенности браком, разработанный В.В. Столиным, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романовой для экспресс-диагностики степени удовлетворенности или неудовлетворенности браком супругов. Данный опросник необходимо применять в индивидуальном порядке.

         - Методика Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», которая дает возможность наиболее полно охарактеризовать обследуемую семью по определенным параметрам: конфликтные сферы, уровень конфликтности, степень согласия/несогласия между супругами в конфликтных ситуациях и др.

         -  Опросник Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса «Конструктивно-деструктивная семья (КДС)», который облегчает психологу процесс диагностики отклонения семьи от конструктивного направления в разрешении конфликтных ситуаций.

         - различные опросы, беседы и интервью по проблеме.

Такие авторы, как А.Н. Волкова и Т.М. Трапезникова рекомендуют после каждого проведенного комплексного исследования супружеской пары составлять психограмму супружества. Данная психограмма содержит следующие направления:

         1) зоны конфликтов супругов, определение потенциального инициатора конфликта в различных зонах;

         2) степень личной совместимости;

         3) степень взаимопонимания и согласия в различных сферах семейной жизни;

         4) составление примерного общего прогноза отношений в паре;

         5) подготовка рекомендаций по формам и содержанию коррекционной работы с супругами в целом и с каждым из них по отдельности.

По мнению авторов, в основе психограммы должен лежать сравнительный анализ результатов, полученных в основе всестороннего исследования супружеских взаимоотношений и конфликтных ситуациях.

На всем протяжении процесса оказания психологической помощи семьям, находящимся в конфликтных ситуациях, используются следующие приемы:

         - сбалансированность в исследовании негативного и позитивного опыта супругов;

         - применение двухуровневой обратной связи;

         - психоконсультирование, семейная психодрама.

В своей работе В.А. Смехов отмечает следующие методы изучения семьи и последующей работы с ней:

         1) научно-исследовательский. Данный метод связан с предполагаемыми теоретическими обобщениями, способствующими расширению профессионального кругозора самого психолога.

         2) диагностический. Цель этого метода заключается в получении специалистом конкретных данных, необходимых для непосредственной работы с супругами.

         3) коррекционно-диагностический (психотерапевтический). Этот метод заключается в определении формы и содержания корригирующего процесса. Приведем примеры методов с коррекционно-диагностической направленностью: исследование внутрисемейного общения через моделирование в искусственных условиях непосредственного взаимодействия супругов или всех членов семьи с последующим анализом произошедшего события. Автор рекомендует при оценке результатов рассматривать непосредственно характер общения и взаимодействия, процесс принятия супругами какого-либо решения, а также способ, с помощью которого им удалось или не удалось прийти к общему решению и др. Данная методика способна дать информацию внешнего плана о происходящих событиях. Для получения более качественной картины проблемного момента необходимо изучение влияния личностных особенностей супругов на решение и ход проблемы. Для этого В.А. Смехов предлагает использовать методику анализа конфликтной ситуации (МАКС). Данная методика ориентирована на анализ и коррекцию внутриличностных факторов, определяющих межличностное воздействие в семье. Особенности методики в том, что способ донесения диагностических выводов до испытуемого является не монологическим, а диалогическим, благодаря которому стимулируется активная рефлексия консультируемого.

Достижение участниками психологической помощи поставленных и оговоренных целей с обязательным соблюдением установленных временных ограничений свидетельствует о завершении процесса психологической помощи семье.